Откуда взялась практика самовспоминания и самонаблюдения

Ответить
Аватара пользователя
vab
Специалист
Сообщения: 750
Зарегистрирован: Вт окт 14, 2003 09:14
Откуда: Москва
Контактная информация:

Откуда взялась практика самовспоминания и самонаблюдения

Сообщение vab » Вт май 25, 2010 13:01

Одной из работ, которую с маниакальным упорством постоянно осуществляют четвертопутчики, является работа по поиску источников учения Четвертого пути. И одной из самых интересных тем для подобного разбора является тема источника практики самовспоминания и самонаблюдения. Всвязи с вышесказанным хочу предложить на суд общественности гипотезу, что в основе практики самонаблюдения и самовспоминания находится буддийская практика випассаны, которая была адаптирована Гюрдживым под психотипы западных людей начала 20го века. Не углубляясь в истории, когда некий тибетский монах признал в 4П учение, преподаваемое в его монастыре, я просто приведу одну цитату, найденную в интернете, касающуюся буддийской практики медитации випассана. На мой взгляд структура описанной здесь практики очень напоминает структуру самовспоминания.
В Махасатипаттане Суттаме (Великой Лекции об Установлении Осознанности), Гаутама Будда упоминает четыре аспекта практики осознанности. Лекция начинается с описания осознания монахом естественного дыхания, и далее происходит описание следующего:
Кайанупассана:
Осознание тела и телесных поз.
Ведананупассана:
Осознание ощущений.
Читтанупассана:
Осознание ума.
Дхамманупассана:
Осознание содержания мыслей и состояний сознания.

Аватара пользователя
pulsar
интересующийся
интересующийся
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Вт ноя 24, 2009 12:59

Re: Откуда взялась практика самовспоминания и самонаблюдения

Сообщение pulsar » Вт окт 19, 2010 20:32

Вне всякого сомнения эти практики существуют столько же, сколько существует и сам внутренний поиск в человеческом сообществе. Вопрос только в том, какие виды они принимают в разных традициях и культурах. Помимо всего здесь важна роль Учителей, трансформирующих эти практики под особенности данной эпохи. Как до Гаутамы, так и после Гурджиева этим занималось немало духовных реформаторов.

Аватара пользователя
vab
Специалист
Сообщения: 750
Зарегистрирован: Вт окт 14, 2003 09:14
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Откуда взялась практика самовспоминания и самонаблюдения

Сообщение vab » Ср окт 20, 2010 19:34

pulsar писал(а):Вне всякого сомнения эти практики существуют столько же, сколько существует и сам внутренний поиск в человеческом сообществе. Вопрос только в том, какие виды они принимают в разных традициях и культурах. Помимо всего здесь важна роль Учителей, трансформирующих эти практики под особенности данной эпохи. Как до Гаутамы, так и после Гурджива этим занималось немало духовных реформаторов.
К сожалению, это слишком общие слова. Я же писал исключительно про практику самовспоминания и самонаблюдения. Древних аналогов ее мне известно не так уж и много. Только буддийская практика осознанности, да поиск Себя в адвайте.

На что ты хотел обратить внимание-то?

Аватара пользователя
pulsar
интересующийся
интересующийся
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Вт ноя 24, 2009 12:59

Re: Откуда взялась практика самовспоминания и самонаблюдения

Сообщение pulsar » Чт окт 21, 2010 16:37

Ну с древними источниками всегда проблема. Не известно действительно ли описанным практикам столько лет или эта подтасовка, написанная спустя тысячелетие-это больной вопрос для многих историков. Я вот недавно книгу про Бодхидхарму читал - сколько же там существует различных версий его биографии! В том числе и про методы, которые он передавал до конца не ясно-какие его творения, а какие просто трансляция индийского буддизма.

С другой стороны я не очень то вижу смысл искать первоисточники практик - неужели ныне известные практики не самодостаточны и нуждаются в какой-либо истории?

Аватара пользователя
vab
Специалист
Сообщения: 750
Зарегистрирован: Вт окт 14, 2003 09:14
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Откуда взялась практика самовспоминания и самонаблюдения

Сообщение vab » Сб окт 23, 2010 08:03

А кто говорил про историю? История - это сказка. Развлечение для людей, которым некуда девать свое время. В данном же случае вопрос стоит так: имеет ли смысл обратиться к другому учению (имярек) для того, чтобы углубить определенную свою практику (имярек).

Так вот, из моего первого поста следует гипотеза, что для развития навыков самовспоминания и самонаблюдения имеет смысл попрактиковаться в буддийской медитации (випассана, дзадзен). Добавлю еще, что не меньшую пользу для самовспоминания может принести обращение к учению адвайты. Все!

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость