Неосознаваемые эмоциональные реакции

Ответить
Аватара пользователя
boss
друид
друид
Сообщения: 547
Зарегистрирован: Вс авг 17, 2003 01:37
Контактная информация:

Неосознаваемые эмоциональные реакции

Сообщение boss » Чт сен 24, 2020 16:51

тезисы научного доклада
Неосознаваемые эмоционально-смысловые доминанты мыслительных процессов

А.И.Балыкин (Москва)
b2000s@yandex.ru

Т.В.Балыкина-Милушкина (Москва)
b2000t@yandex.ru

Ключевые слова: мышление, эмоционально-смысловая доминанта, стресс, профессиональная деятельность.

Актуальность исследования неосознаваемых эмоционально-смысловых доминант мыслительных процессов профессионалов вытекает из современного периода развития общества, для которого свойственно, прежде всего, активный способ познания мира. Удовлетворяя свой интерес в достижении максимально высоких результатов, порою в ограниченных временем рамках, современный мир требует максимального раскрытия индивидуально-личностных и творческих способностей. Поэтому, проблемы высокой степени напряжения при выполнении профессиональных действий приводят иногда к понижению эффективности мыслительных процессов, которые могут не осознаваться, как у отдельного сотрудника, так и в коллективе организации в целом.

Стоит также отметить, что успешное мышления – это одна из проблем науки, где разнообразные подходы, теории и методические принципы сплетаются в различные картины и межсистемные реальности. Попытки объяснить данный феномен делались во все времена и не прекращаются до сих пор. Ряд культурных традиций в понимании мышления и его процессов, как активного процесса отражения объективного мира в понятиях и суждениях, как отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях, как неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, описывали многие авторы [2,3,4,6,8].

Известно, что огромный вклад в изучение природы мышления был сделан С.Л.Рубинштейном, по мнению которого начальным моментом мыслительного действия является проблемная ситуация, и мыслительный процесс – это обобщения, выраженные в понятиях как специфическом содержании мышления [С.Л.Рубинштейн, 1958, с.25]. В отличие от С.Л.Рубинштейна Л.С.Выготский в работе «Мышление и речь» основным содержанием мышления в вопросе соотношения речи и мышления полагает «слово», а в качестве ведущего детерминирующего фактора развития мышления – культурно-исторические условия и особенности социальной среды, в которую включен человек [10].

Авторам нравится позиция, что мышление – это активный способ познания мира, который отражается в теоретических понятиях и влияет на действующего профессионала. Мы также разделяем научные взгляды известных ученых Фрейда, Юнга и др., которые описывают влияние сознательных и неосознаваемых мыслительных действия на профессиональные результаты. Интересны исследования психоэмоционального напряжения с использованием субъективных и психофизиологических методов, которыми занимались различные авторы О.К.Тихомиров, Ю.В.Щербатых, Ю. И.Александров, и др. Так отечественный психолог В.Н.Мясищев, исследовав психологическое значение биологической обратной связи, а именно кожно-гальванической реакции человека, пришел к выводу, что «особое значение эмоций в психогальванической реакции представляется убедительно доказанным» [4, с. 141]. И.В.Смирнов на базе кафедры психоэкологии РУДН разрабатывал методики изучения психических явлений, основанных на принципе БОС и функциональной пробы, а также создавал акцентный локус латентной информации, затрагивающий еще и неосознаваемые сферы психики [8].

Необходимость мониторинга и выявление эмоционально нагруженных теоретических понятий и смыслов профессиональной деятельности нам кажется это область исследований, которая еще требует к себе внимания науки и ее детальной проработки. Поэтому мы сформулировали цель исследования – выявление эмоционально-смысловых понятий профессионалов в процессе психологического консультирования с использованием биологической обратной связи (БОС).

Методы исследования: наблюдение, беседа, психосемантическая диагностика с использованием регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций (КГР) при помощи аппаратно-программного комплекса БОС «ИПЭР®-1К» [1,3].

Анализ результатов. Клиент (юридическое лицо) обратился с проблемой выявления причины напряженности в коллективе, спада продуктивности сотрудников. Во время консультирования персонала Клиента методом опроса с использованием БОС АПК "ИПЭР®-1К" (5 человек) по резкому максимальному падению амплитудно-частотных показаний кривой фазической составляющей КГР на фоне регистрируемых абсолютных величин тонической составляющей, были выявлены следующие показатели эмоциональной напряженности на профессиональные смысловые понятия.

Изображение

По этическим соображениям, фамилии и имена сотрудников заменены на порядковые номера. В таблице темными цветами указаны уровни психоэмоциональной напряженности: чем темнее цвет, тем выше психоэмоциональная напряженность на профессиональные смысловые понятия. По горизонтали указан номер сотрудника, по вертикали профессиональные смысловые понятия.

Изображение

Сильная психоэмоциональная напряженность на профессиональные смысловые понятия выявлена под порядковым номером «6» – «зарплата». Во время беседы с применением БОС АПК "ИПЭР®-1К" четыре сотрудника (1,2,4,5) сознательно заявляли о том, что их все устраивает, при этом реакция нервной системы была резко негативной. Дополнительно у сотрудников была выявлена неосознаваемая негативная реакция на профессиональные смысловые понятия «собрания» и «отчеты». Время проведения опроса сотрудников – 2 часа.

Вывод. Применение аппаратно-программного комплекса БОС «ИПЭР®-1К» в бизнес консультировании позволяет за короткое время точно определять осознаваемые и неосознаваемые профессиональные смысловые понятия персонала, что открывает для консультантов новые возможности в точности и скорости нахождения истинных причин психоэмоционального напряжения в коллективе и понижения производительности труда.

Видео доклада
https://youtu.be/pgBNRsJ-eWk


Литература
1. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В., Качнов С.М. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека, Пат.107482 РФ, Бюл., 2011. – N 23. – С.764.
2. Ивин А. А. Словарь по логике / Ивин А. А. Никифоров А. Л. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384c.
3. Инновационный метод психологического контроля спортивной деятельности гандболисток высокой квалификации/ В.А. Игнатьева, Т.В. Балыкина-Милушкина, А.И. Балыкин // Журнал Спортивный психолог. – М., 2012, No1 (25). – С.48.
4. Мясищев В.Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека /В. Н. Мясищев. – Труды ин-та мозга им. Бехтерева. –Л., 1935. – С.141.
5. Общая психология /Под ред. В.В,Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
6. Пузырёв А.В. О системном подходе в лингвистике: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – М.: ВНИИгеосистем, 2014. 520 с. (серия «Библиотека духовной культуры», вып. 47).
7. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования/ С.Л.Рубинштейн. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
8. Смирнов И.В. Психоэкология / И.В. Смирнов. – М.,2003. – 206 с.
9. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие / Тихомиров О. К.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
10. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 153

Скачать тезисы


Чтобы следить за обновлениями, подпишись на
Изображение или Изображение

---
С уважением,
Балыкин Александр Иванович

http://www.iper1k.ruприборы для диагностики и раскрытия скрытых ресурсов
http://www.osoznanie.biz – услуги по диагностике и психокоррекции

ООО Академия Развития Способностей "Гармония"
Россия, г. Москва, ул. 11-я Парковая, д. 49, офис 14 (7 этаж)
(Спорткомплекс "Трудовые резервы")

Тел. моб.: +7(916) 801-1732
e-mail:b2000s@yandex.ru
Skype: b2000s1
Зри в корень.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя