Вернуться в библиотеку

Рожко Светлана

Детский и семейный психолог, психотерапевт (гештальт-подход)

Мануал методики:

  1. Проективная методика исследования личности. Разработка К. Маховер в 1948г.на основе теста Ф. Гудинаф (выполнение рисунка мужчины).
  2. Используется для диагностики детей и взрослых, индивидуально и в групповом исследовании.
  3. материалы: карандаш и лист бумаги.
  4. временных ограничений нет.
  5. интерпретация: рисунок является выражением Я художника.
  6. ВАЛИДНОСТЬ и НАДЕЖНОСТЬ: низкая по авторским интерпретациям и отдельным деталям рисунка, высокая - по общим субъективным оценкам.
  7. Инструкция: "Нарисуй человека".

Предлагаю Вашему вниманию те ключевые моменты, с которыми я сталкивалась на практике.

ГОЛОВА

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. "Я". Усвоенные (ассимилированные из личного опыта и интроецированные (заглоченные, не из моего опыта)) знания о себе. Статус личности (в том числе профессиональные и социальные роли). Стремление к консервации и фиксированности.

Размеры:

  • большая — значимость мышления (вероятен неосознаваемый интроект)
  • маленькая — переживание собственной интеллектуальной неадекватности.

Голова изображается обычно первой (с рождения первый визуальный взаимный контакт с человеком – лицо), если эта часть тела изображается в самом конце рисования, то вероятен межличностный конфликт.

Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос - обеспечивают сенсорный контакт со средой.

Подчеркивание лица - фиксация на отношениях с другими или на своем внешнем виде. Лицо не выраженное - тревожность, застенчивость.

Подбородок (подчеркнут) - потребность домини­ровать.

Уши (подчеркнуты) - чувствительность к критике или желание все улавливать, подслушивать.

Уши маленькие или отсутствуют - стремление избежать критику, нежелание слышать.

Аудиалы, как правило, выходцы из семей, в которых нужно было для сохранения безопасности улавливать ушами, прислушиваться и предугадывать "за версту" (крик, вербальные оскорбления).

Глаза закрыты (спрятаны) либо глаза-кружочки — желание не видеть.

Размеры:

  • большие - страх, тревожность, чувствительность к грубости, черствости.
  • маленькие - "ушел в себя".
  • Прищуренные - скепсис, настороженность, всматривается.
  • длинные ресницы - кокетливость, демонстрация себя.

Полные губы на лице мужского пола - чувственность, доминирование женского начала.

Рот с выраженной "натянутой" улыбкой - вынужденная "хорошесть", предъявление социально одобряемых реакций.

Ярко выраженные ноздри - примитивная агрессия.

Прорисовка зубов - агрессивность.

Волосы сильно заштрихованы - тревога.

Длина и прорисовывание волос у девочек является одним из показателей половой идентификации.

ШЕЯ

Шея - орган, символизирующий связь между сферой кон­троля (головой) и сферой импульсов (телом). Образ координационной функции. Сознательное согласие или отказ в предъявлении осознаваемых собственных потребностей среде. Активность.

Подчеркнута шея (в том числе бусы, цепи, воротнички) - потребность в интеллекту­альном контроле (в том числе эмоциональных проявлений - "отвлечь от лица") либо потребность снизить контроль (желание отделиться от головы, суицидные ассоциации).

Размеры:

  • укрупненная - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
  • удлиненная - состояние регрессии.
  • толстая и маленькая - проявления неподавленных импульсов.
  • отсутствует - вероятность отсутствия сепарации(отделения) с родительской семьей (существует вероятность сепарации в супружеской семье через развод)

ТУЛОВИЩЕ

Туловище - здесь находят проявление, импульсы, потребности, побуждения, аппетиты в широком смысле слова. Изменчивость (нельзя наесться на всю жизнь) и связь с текущим моментом.

Размеры:

  • угловатое или квадратное - муже­ственность.
  • крупное - наличие неудовлетворенных, обостренных и осознаваемых потребностей.
  • маленькое - чувство унижения, малоценность, желание исчезнуть.

Плечи - физическая сила или по­требность во власти.

Размеры:

  • крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью, сильные телесные импульсы.
  • мелкие - ощущение малоценности.
  • угловатые - осторож­ность, защита.
  • покатые - отчаяние, чувство вины.

КОНЕЧНОСТИ

Руки — приспособление к окружению. Расширение и ограничение контакта с окружающей средой. Активность.

Размеры:

  • размах рук говорит о готовности и стремлении к действию.
  • Руки шире у ладони или у плеча — импульсивность.
  • Руки, изображенные отдельно или вытянутыми в стороны — осознавание действий, или поступков, которые вышли из-под контроля.
  • Руки за спиной — нежелание уступать, прямолинейность, контроль влечений, подавленная агрессия ("хочу убить").
  • Руки за спиной или в карманах могут так же свидетельствовать о чувстве вины, неуверенности в себе.
  • Руки длинные — потребность в физической силе, желание "дать сдачи", амбициозность.
  • Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, зажатость, напряжение; подавленность, в следствии регулярного агрессивного насильственного воздействия.
  • Руки короткие — не распознавание собственных потребностей и не предъявление их среде, либо импульсивное их предъявление.
  • Отсутствие рук — подавленная агрессия, бессилие, фрустрирована потребность в контактах.
  • Рука отсутствует слева — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
  • Искажения или акценты правой руки — социально-ролевой конфликт.
  • Руки сильные — агрессивность, энеричность.
  • Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.
  • Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
  • Пальцы отделены — вытесненная агрессия.
  • Большие пальцы — грубость, агрессия.
  • Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.
  • Пальцев меньше пяти — зависимость, чувство бессилия.
  • Пальцы длинные — открытая агрессия.
  • Пальцы сжаты в кулаки — оппозиция, протест.
  • Кулаки прижаты к телу — протест подавлен.
  • Кулаки далеко от тела — протест в действии.
  • Пальцы одинаковой длины, или дорисованы варежки, перчатки — усилия на сдерживание агрессивного чувства.

Ноги – опора. Рисунок начат со ступней и ног — доминирует эмоция страха, потребность укрепиться.

Размеры:

  • длинные — потребность в независимости.
  • короткие — чувство неловкости.
  • Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
  • Ноги отсутствуют (или дорисован пьедестал)— замкнутость, ощущение отсутствия собственной опоры.
  • Ноги акцентированы — грубость, жесткость в поведении.
  • Ступни — подвижность в межличностных отношениях.
  • Ступни удлиненные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
  • Ступни очень маленькие — скованность, зависимость.

Дополнительно стоит уделять внимание:

  • Голова изображена затылком — тенденция к замкнутости.
  • Голова в профиль, а тело в анфас — тревога, вызванная средой и потребностью в общении.
  • Человек, будто бежит — желание убежать, скрыться, возможна паника и страх.
  • Человек без частей тела — отвержение, непризнание, отрицание соответствующих функций.
  • Человек в профиль: как лицо, так и тело — отрешенность, замкнутость.
  • Амбивалентный профиль — определенные части тела смотрят в разные стороны — сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
  • Неуравновешенная, наклоненная фигура — напряжение, сопротивление.
  • Карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
  • Линия основы (земли) — незащищенность. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии разниться (земля после дождя, тонкий лед, асфальт...)
  • Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
  • Пуговицы, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
  • Выделение пояса на туловище, разделение тела на части любыми предметами – потребность в контроле (йоги садятся на ноги???).
  • Изобилие острых углов — плохая адаптация.
  • Закругленные (округлые) линии — мягкость, женственность.
  • Контур неяркий, неясный — боязливость.
  • Энергичные, уверенные штрихи—настойчивость, безопасность.
  • Линии неодинаковой яркости — напряжение.
  • Тонкие продленные линии — напряжение.
  • Эскизный контур — тревога, робость.
  • Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
  • Легкие линии — недостаток энергии.
  • Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
  • Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
  • Неодинаковый нажим — импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
  • Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
  • Штрихи укорачиваются при возбудимости, импульсивности.
  • Вертикальные штрихи — упрямство, гиперактивность.
  • Частые стирания — нерешительность, недовольство собой
  • Маленькая фигура — тревога, желание исчезнуть, эмоциональная зависи-мость, чувства дискомфорта и скованности.
  • Большой рисунок — потребность занять много пространства, склонность к тщеславию, высокомерию.
  • Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.
  • Рисунок расположен в верхней части листа – завышена самооценка (соответственно внизу - наоборот)
  • Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

У подобного описания есть только начало, конец невозможен в силу субъективизма и феноменологии того, кто рисует. Однако, надеюсь, вышеперечисленное может послужить структурой в самопознании своего рисунка и себя самого.

Приведу так же таблицу этапов появления частей тела в рисунке.

Хронология появления частей тела в рисунке ребенка

Таблица 1.

возраст Части тела
Около 3-4 лет Голова, возможны палочки-конечности
Около 5-6 лет Голова, глаза, туловище, руки и ноги. Нос, рот, пальцы (количество не существенно)
Около 7 лет Волосы, шапка, одежда, руки и ноги изображены двойной линией. Рисунок может быть выполнен слитно (контур не прерывается на частях тела). Возможно – шея.
Около 8-9 лет Уши и ступни, на руках по 5 пальцев
После 9 лет Шея, брови
Рожко Светлана

Детский и семейный психолог, психотерапевт (гештальт-подход)


Вернуться в библиотеку